О чем мечтают наши дети?

Много, везде и часто говорят о том, что образование должно учитывать интересы ребенка. Родители обязаны прислушиваться к ним и помогать ребенку самому учится работать со своими образовательными запросами.

Но порой бывает трудно понять, что же действительно ему интересно. Какие из его мечт долгосрочные, а какие забудутся на следующей неделе?

Начну с того, что современным родителям не просто выяснить индивидуальные особенности своего ребенка, вести с ним душевные беседы, разговаривать о мечтах и целях. Это и понятно. С нами никто такие беседы не вел, а если и интересовался нашими делами, то только для дачи указаний, контроля. Да и мы, к слову, не очень то охотно делились - возможно, чувствуя подвох, возможно, просто не верили в искренность родительских намерений, а возможно боялись, что наши откровения будут использованы против нас. И вот мы выросли и сказали, что с нашими детьми все будет не так.

Сказать то сказали, а навыка и опыта такого от предков не получили. Опять все приходиться осмысливать и внедрять самим.

Для меня это большой труд. При условии, что я характеризую свою связь с детьми как сильную и искреннюю, мне правда бывает тяжело провести не назидательную беседу.

Мне помогает опыт психологических консультаций, наблюдая за психологами, можно многое почерпнуть. В этом смысле, психологи могут выступать в роли того самого родительского тренажера наработки навыков искренней беседы.

И так, для того, чтобы выявить интересы ребенка - нужно за ним понаблюдать и поговорить. Но главное, с образовательной точки зрения, интерпретировать эти интересы как познавательные. В этом заключается мастерство!

Но обо всем по порядку.

Наблюдению меня научила гомеопатия. Набюдая за тем как приходит болезнь, начинаешь многое понимать. Я считаю этот метод самым важным из всех родительских компетенций. Он помогает мне не делать поспешных выводов, не паниковать, действовать эффективно, экономя свои ресурсы, время и уважать естественные механизмы внутренней и внешней природы.

Только осознанно наблюдая за ребенком, можно узнать его. Я говорю о детальном наблюдении за качественными процессами. Как он рисует, какие краски использует. Что закрашивает сначала, как относится к результату и к вашей оценке.

Усилить образовательный эффект наблюдения можно с помощью Дневника, куда вы записываете свой анализ по определенным критериям, которые для вас важны.

Я, честно хочу завести такую новую привычку записи. Ищу удобный для себя формат.

Навык наблюдения позволяет дольше быть включенным в своего ребенка - именно это и дает тот качественный результат.

За чем же наблюдать? Это зависит от ваших целей, что именно вы хотите узнать о своем ребенке. Моя цель наладить образовательный процесс взаимодействия, поэтому я опираюсь на такие факторы как интерес к чему - либо, познавательный вопрос ребёнка, те дела, в которых ребенок проявляет инициативу. Проблематичные факторы тоже идут в копилку: затруднение ребенка в чем-либо, просьба о помощи или даже отказ дает нам информацию об интересах.

Как то Алина Дьякова мне написала, что суть тьюторского подхода в умении работать с вопросами и правильно их задавать. Я считаю - это главное умение, которому должна была научить нас школа. Но она не научила. “Ручками, ручками..” так ответил бы на это герой фильма “Возвращение” Андрея Звягинцева, намекая на то, что учиться этому придется самим.

Я повесила чистый лист бумаги с заголовком “Сбор вопросов” на учебную доску детской комнаты и завела страничку в Заметках телефона с одноименном названием для записи детских вопросов и дальнейшего их анализа и поисков ответов.

С навыком задавания вопросов гораздо сложнее. Здесь спасет только постоянная практика. И здесь мы переходим от наблюдения к беседе.

Совсем недавно я услышала о методе “Чистый язык” Дэвида Гроува. С помощью простых вопросов “Что это за” и “Есть что-то еще об этом”. Суть метода в том, что помочь ты себе можешь только сам и задача психолога, тьютора или родителя не вмешиваться в самостоятельную работу души. Только задавая вопросы, подтверждая сказанное теми словами, которыми говорил автор мы мягко сопровождаем его душевную работу. Я стараюсь использовать этот метод в самодиагностике и помощи детям в работе с их негативными чувствами и даже снами. Когда нет ясности.

Возрастная психология говорит нам о том, что на разных этапах взросления в детях действуют разные типы мотивации. Но для меня остается самой важной - внутренняя мотивация. Я ее называю Креативной. Потому что она всегда приводит к креативным решениям. В отличие от внешней ( стремление к материальным ценностям, состязание, коммуникация) внутренняя мотивация удовлетворяет наши глубинные стремления. Позволяет нам копать вглубь и искать в себе наши настоящие желания, ставить свои цели и “входить в свои двери”, как сказал бы Вадим Зеланд. Креативная мотивация позволяет нам делать то, что нравиться, то что интересно, вне зависимо?6?