Личностно-ресурсная карта. Что за зверь такой?

Личностно - ресурсная карта - это некое наглядное, развернутое изображение различных ресурсов человека (условий и возможностей), связанных с последовательным, структурированным движением человека по осваиванию им этих ресурсов.

ЛРК - один из главных инструментов тьютора. Когда образовательный запрос определен - открывается огромное непаханное поле вариантов и возможностей, или наоборот сидишь и думаешь где и как осуществлять работу с запросом ребенка?

Тьютор или родитель с тьюторской компетенцией ставит своей задачей с помощью ЛРК максимально расширить поле возможностей окружающего мира и увидеть в них ресурс, развить познавательный интерес ребенка и, для меня главное, сформировать культуру работы с собой, собственным образованием и развитием.

И вот. Дети пришли с прогулки и я решила поговорить со старшей дочерью (7лет) о ее Дне Рождения, который будет через пару недель. Я видела, что в последнее время она очень озабочена им, какие хочет подарки, кого пригласить.. Я предложила ей нарисовать карту Дня Рождения. Ясна решила взять краски, большой лист бумаги и рисовать на полу.

Мой замысел был в том, чтобы она зафиксировала для себя все важные моменты, а потом расширить поле возможностей ( ресурсов), поработать с датами - сделать вовремя то или иное действие, простроить взаимосвязи.

Вопрос мой звучал так: как ты видишь для себя День Рождения наилучшим образом?

У Ясны родился образ торта с балериной. Мы поговорили, почему с болериной, какие качества в балерине ее привлекают.

И вообще рождение образов того или иного действия - отдельный вопрос для анализа. Видно было, что Ясна рисует первое, что придет в голову, а значит доверяет себе. Это наблюдение стало для меня наиболее важным.

В итоге у нас родились 7 ресурсов дня рождения, под названием пекарня, приглашения, список еды, помощь взрослых, Лука (братик, как эпицентр внимания, и развлечения), украшение праздника и ясина прическа.

Изначально было мы зафиксировали всего 2 ресурса, но в работе расширили их число, тем самым можно считать, что главный замысел осуществлен.

Кроме того мы поработали с календарем. Я считаю, что в данном возрасте тайм-менеджмент внедряется как раз с того, что в жизнь включается календарь. Работа с днями недели, числами, названиями месяцев. Такая постоянная работа со временем дает базу для начала планирования и распределения ресурсов в последующем.

Ошибки написания я пока не исправляю.

Младшая дочь (6 лет) тоже рисовала, а потом называла объекты в своем рисунке, хотя напрямую мы с ней не работали. Это тоже такой неожиданный процесс, который несомненно тоже является образовательным.

Работа строилась в два этапа. Сначала Ясна рисовала объекты и мы разговаривали об их функциях, на следующем этапе мы подписывали и ставили даты, если они нужны.

Так как у нас был опыт только совместного рисования интеллект-карты,когда я рисовала, а Ясна диктовала, то можно считать это наш первый шаг. Я немного сомневалась насколько удастся такой замысел. Насколько возраст отразиться на работе. Но, в целом, я нашей работой довольна. У меня было желание каждый из объектов разбить на более мелкие детали, усложнить карту, сделать ее более многоуровневой. Но Ясна дала понять, что дольше она двигаться не готова. Мы проговорили устно, что, например 7 пункт прическа можно разделить на договоренность со взрослым или поход в парикмахерскую, покупку украшений, выбор прически. Что это нам дало? План, несомненно. Образное выражение того, что нужно сделать и когда. Мы выяснили какие процессы являются ресурсными для ребенка. И конечно это расширение своего взгляда на запрос. Открытие новых интересных вещей, которыми можно заняться.